Главная страница
 Телевидение в России - начало сайта
НАЧАЛО НОВОСТИ КАНАЛЫ Ча.Во. ПИШИТЕ НАМ
Добро пожаловать на сайт «Телевидение в России»
Популярное
 
Алексей Андронов: "У «НТВ-Плюс» нет случайных зрителей". Печать
Комментатора «НТВ-Плюс» Алексея Андронова трудно с кем-то спутать. Его стиль ведения репортажа на сто процентов отвечает требованиям сегодняшнего дня. Ведь в нём есть всё: интеллигентность, эмоциональность, страстность, понимание футбола, сопереживание событиям на поле. При этом сам Андронов в телевизионном мире давно и прочно занимает свою нишу. Алексей не боится быть принципиальным, острым на словцо, говоря людям в лицо то, что он о них думает. И эта его черта заслуживает большого уважения.

- Алексей, насколько тернистым был ваш путь в комментаторскую кабину?
- Я долгое время работал в газетах – в «Футбол-экспрессе», «Футбольном курьере» и «Спорт-Экспрессе». Потом получил предложение прийти в программу «Футбольный клуб» канала НТВ. К слову, одной из причин моего приглашения в «Клуб» являлось то, что я был способен делать короткие обзоры матчей бундеслиги. В это самое время зарождался «НТВ-Плюс». Когда канал был запущен, объём обзора увеличился до часа. Причём изначально было понятно, что обозрение немецкого первенства буду делать именно я.
Вскоре стартовали трансляции зарубежных чемпионатов. Наше штатное расписание к тому моменту было небольшим. Людей, имеющих опыт комментаторской работы, в нём были единицы. Тогда же, кстати, прошел первый конкурс комментаторов – и многие его лауреаты до сих пор трудятся у нас – Юрий Розанов, Влад Батурин, Тимур Журавель…
Как видите, попал я на телевидение и начал комментировать довольно быстро. Подозреваю, правда, что это был выигрыш миллиона по трамвайному билету. Не лотерейному – такое редко, но бывает, а именно трамвайному. Думаю, сейчас пройти этот путь куда труднее.

- Вы комментируете футбол уже довольно долго. И у вас, наверное, уже сложился рецепт, как нужно правильно комментировать футбольный матч?
- Вы знаете, нет. У меня и тогда, и сейчас были как удачные матчи, так и неудачные. Конечно, у меня есть свой собственный стиль, который я стараюсь выдерживать. При этом я никогда не старался кого-то копировать, кому-то подражать. Мне очень много дал опыт комментирования других видов спорта. Так получилось, что я довольно быстро начал работать на биатлоне, автогонках, боксе. И мне это очень сильно помогло в дальнейшем. Изменился немного подход и после того, как я сам стал профессионально заниматься спортом – ралли. С футболом общего мало, но некоторые элементы профессионального спорта теперь воспринимаются иначе.
Точного рецепта, наверное, у меня нет, в отличие от собственного стиля ведения репортажа.

- Тогда в чём конкретно он заключается?
- Во время работы у микрофона я стараюсь не устраивать театр одного актёра. Поскольку уверен: футбол всегда первичен. И если матч при этом плохой, а комментатор – хороший, то его всё равно никто смотреть не будет. Если же игра прекрасная, в отличие от комментария, то в любом случае человек, сидящий у телеэкрана, обязательно дождётся финального свистка.
Я всегда пытаюсь отталкиваться от того, что происходит на поле. Я примерно представляю свою аудиторию. Когда работаю на матче чемпионата Германии, это одно, когда комментирую матч чемпионата России - совершенно другое.
Ещё я не вижу смысла в том, чтобы перегружать репортаж информацией, нельзя становиться её заложником. Ты накопал что-то интересное перед эфиром, а выдать это аудитории не можешь, поскольку не находишь времени. В итоге ищешь момент, чтобы рассказать, например, о статистике, а что-то важное тем временем упускаешь… Таких ситуаций я стараюсь по возможности избегать.
Кроме того, стараюсь держать эмоциональный тонус, но не могу объяснить, как он получается.

- Вы знакомы со многими футболистами и тренерами. В какой степени по тому, как человек играет в футбол, можно судить, какой он в жизни?
- Прямой взаимосвязи тут нет. Ведь у каждого футболиста существует две жизни. И одна совершенно точно не должна являться продолжением другой. Мы знаем массу примеров, когда великолепные игроки были либо нехорошими людьми, либо имели, скажем так, массу бытовых недостатков.

- Футбол – демократичный вид спорта. Репортажи многих российских комментаторов подчас грешат социальностью. Можно ли сказать, что футбол в некотором роде – отражение нашей сегодняшней жизни?
- Упор на социальную составляющую в комментарии, это вполне естественный процесс. Потому что, согласитесь, невозможно всё время говорить, что мяч круглый и рассказывать, в какую сторону он отлетает. В футбол ведь играют живые люди, а не какие-то компьютерные кружочки. И понятно, что в жизни каждого человека происходят некие события. И вполне естественно, что комментаторы доводят их до сведения аудитории.
Можно ли считать футбол отражением или продолжением жизни? Я не уверен. Скажем, в нашей стране он никогда не был национальной идеей. И исторически у нас в спорте имелись другие предпочтения, вне зависимости от того, нравится это кому-то или нет.
Насколько я знаю, футбол в плане телевизионных рейтингов не дотягивает до фигурного катания и до хоккея хорошего уровня.
Да, в футбол пришли большие деньги. Но, к сожалению, их появление уводит игру всё дальше от реальной жизни. Потому что разница между доходами болельщиков и футболистов в нашей стране едва ли не максимальная.

- Поговорим более подробно об «НТВ-Плюс». Было бы любопытно узнать, существует ли на «Плюсе» комментаторская табель о рангах? И как в соответствии с ней распределяются какие-то командировки, назначения на матчи?
- Естественно, некая иерархия комментаторов на «Плюсе» имеется. Но я не собираюсь её выносить на всеобщее обсуждение. Потому что в значительной степени это вопрос внутренней кухни.
Теперь - о распределении матчей. Изначально у комментаторов есть некая специализация. Её появление было обусловлено тем, что долгое время большой процент наших эфиров представлял собой трансляции зарубежных первенств. И вполне естественно, что у каждого комментатора есть или был, как в случае с Италией, свой базовый чемпионат. Исходя из специализации конкретного человека и осуществляются, скажем, назначения на поединки Лиги чемпионов. Например, я чаще всего оказываюсь на играх с участием клубов бундеслиги.
Если говорить о чемпионате России, то я бы не сказал, что у нас здесь присутствует какая-то чёткая система назначений. Я, например, периодически высказываю пожелание, какой матч хотел бы комментировать. Считаю, что человек, работающий на играх внутреннего первенства, в идеальных обстоятельствах по ходу сезона должен столкнуться с каждой из шестнадцати команд. Хотя бы для того, чтобы представлять себе полную картину.

- В 1990-е годы в сфере спортивного ТВ наблюдалось некоторое затишье, если не считать начала работы «НТВ-Плюс». Однако многое изменилось с появлением федерального «Спорта». Понятно, что соперничество «Плюса» и «Спорта» проходит в достаточно острой борьбе. Такая сильная конкуренция, на ваш взгляд, это плюс или минус?
- Конкуренция, считаю, всегда идёт на пользу. Другой вопрос, что я не могу считать «Спорт» нашим конкурентом, в том понимании, как для Первого является конкурентом «Россия». Во-первых, «Спорт» ориентирован на совершенно другую часть аудитории. Во-вторых, это - федеральный канал. В-третьих, он бесплатный. В-четвёртых, в его эфире идёт совмещение всех видов спорта. Не секрет при этом, что ставка на «Спорте» во многом делается на всевозможные чемпионаты России и турниры с участием нашей сборной. Так и должно быть – на федеральном канале, существующем на деньги налогоплательщиков.
У нас совершенно другой канал. Подразумевается, что у «НТВ-Плюс» нет случайных зрителей. Наша аудитория - это люди, осознанно заплатившие свои деньги за некий продукт. Они подключились к «Плюсу» и получили возможность смотреть футбол. У нас он представлен в гораздо большем объёме, нежели на бесплатном «Спорте».
Кроме того, у нас несколько иной стиль работы – более глубокий. Наш зритель более продвинутый, он профессионально воспринимает игру и всё то, что происходит вокруг неё.
Канал «Спорт» вещает в том числе для тех категорий людей – студентов и пенсионеров, - о которых было много разговоров весной, когда был заключён контракт между «НТВ-Плюс» и РФПЛ. Для тех, кто смотрит футбол от случая к случаю, а не специально.
Наш канал рассчитан на другую аудиторию. И в этом, кстати, нет ничего удивительного, потому что платное ТВ во всём мире – это продукт, интересующий людей уже как-то организовавших свою жизнь и достигнувших в ней каких-то высот. Это как с автомобилями – согласитесь, что человек, нуждающийся, образно говоря, в хлебе и воде – не покупает себе машину. Точно так же он смотрит общедоступное ТВ, как и ездит на общественном транспорте. Может быть, для кого-то обладание «тарелкой» - стимул работать и развиваться, чтобы быть в состоянии обеспечивать собственные запросы. В этом и некая социальная миссия «НТВ-плюс».

- Вы уже сказали о контракте между «НТВ-Плюс» и РФПЛ. Почему в момент его обнародования поднялся такой шум? Ведь по идее, подписав договор со спутниковым телевидением, премьер-лига пошла по пути цивилизованных стран.
- Причины лежат здесь на поверхности. Мы много говорим о том, что собираемся догнать развитые государства в разных областях. Но дело-то сдвигается с мёртвой точки очень медленно.
Я могу вспомнить, сколько было шума, когда вводился Закон об обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО). Все говорили: «С какой стати мы должны за это платить?»
Причём тогда это было обязаловкой, а «НТВ-Плюс» предлагает добровольную услугу.
Приход футбола на платное ТВ - это закон современного мира, по которому он живёт. И абсолютно во всех странах существуют платные каналы, помогающие футболу двигаться вперёд, в том числе и в финансовом плане. Этот путь громче всех прошла Англия. Так получилось, что там одновременно была создана премьер-лига и запущен колоссальный телепроект BSKYB. Результат превзошёл самые смелые ожидания. Любой средний английский клуб сейчас имеет такие бюджеты и оперирует на трансферных рынках такими суммами, что в любой другой европейской стране он бы входил в число топ-команд.
Примерно такой же путь прошла Германия. И это нормально. Потому что футбол это не только бизнес, но и развлечение аудитории. И совершенно не факт, что это развлечение должно быть обязательно бесплатным. Потому что данный телепродукт совершенно точно не относится к категории прожиточного минимума. Тем более что на общедоступных каналах России футбол тоже остался. Но нужно быть готовым к тому, что рано или поздно, мы всё равно придём к тому, что сейчас происходит в Европе. И это закономерный путь.

- Вы работаете на «НТВ-Плюс» практически с момента его основания. Можно ли было представить десять лет назад, что «Плюс» «доиграется» до того, что будет способен одновременно и «вживую» показывать все матчи тура российского чемпионата, как это произойдёт в ближайшую субботу?
- Напрямую я тогда об этом не задумывался. Но когда канал запустился и начал развиваться, стало понятно, что есть цели, стоящие на повестке дня. Конечно, мы все мечтали, что когда-нибудь наш футбол обязательно придёт на «НТВ-Плюс». Потому что мы, комментаторы, работали и работаем исключительно для российской аудитории.

- Напоследок давайте коснёмся вашего противостояния с Анатолием Бышовцем. Для меня самое удивительное в этой истории, что у Бышовца нашлись заступники в футбольном мире. Например, Евгений Ловчев, говоривший не раз, что вы – самый перспективный комментатор России, в одной из радиопрограмм скатился на прямые оскорбления, заявив, что Андронов берёт деньги за участие в своих телепрограммах.
- Во-первых, я не слышал выступления Ловчева. К слову, он не так давно был в нашей студии, где мы нормально общались. Правда, приходил он к нам до истории с Бышовцем. И я что-то не заметил, чтобы Евгений Серафимович кому-то что-то оплачивал.
Я не думаю, что Ловчев меняет представление о людях в зависимости от того, о чём они говорят и почему. Во всяком случае, мне бы хотелось так о нём думать.
Что касается Бышовца. Критическая масса информации, которая у нас, так или иначе, накапливается, перевесила моё предположение о том, что это могли быть лишь слухи и наговоры людей, не любящих Бышовца. Не любящих и желающих подтолкнуть его в спину.
Да, я озвучил непроверенную информацию, потому что у меня нет и не могло быть никаких доказательств. Но я ведь не заявлял о том, что дело обстоит именно так, а не иначе. Я сказал, что о таком положении вещей говорят все. И когда вокруг тренера и команды создаётся негативное информационное поле, то, на мой взгляд, это вопрос репутации клуба и самого наставника. У меня нет никакой антипатии к Бышовцу, я с ним не работал в футболе, но когда нам доводилось встречаться в кадре на «НТВ-плюс», мне всегда это было приятно. Он – прекрасный тренер, и интереснейший человек. Что не есть доказательство его кристальной репутации в остальных сферах жизни.
Я не считаю, что ступил на путь жёлтой прессы, потому что сказал ровно то, о чём я знаю. Вместе с тем нужно понимать, что практически любая информация очень часто бывает неофициальной. Потому что если бы все довольствовались только официальной информацией, у нас существовала бы лишь одна газета и один телеканал. Это не копание в грязном белье, и не тиражирование сплетен. Любой, кто хочет найти моим словам подтверждение, легко их найдет. Достаточно того, что популярный журнал, рассуждая о будущем Бышовца, и рассказывая об этой истории, пишет «дыма без огня не бывает», а Дмитрий Лоськов приводит в своем интервью совершенно конкретный пример подобных отношений в команде. Он тоже тиражирует сплетни? Ведь у него, как говорится, нет платёжек, а к моменту, когда эта история случилась – его в «Локомотиве» уже не было. Не думаю, что Лоськову интересно оговоривать кого-то и сводить счеты. Он – заслуженный человек, и имеет право на свое мнение. Я – хоть и не играю в футбол, как мне кажется, тоже могу сказать то, что думаю. И сказал. Что наличие подобных разговоров вокруг команды отнюдь не свидетельствует о хорошем моральном климате в ней. Вот и всё.
Моё выступление не было экспромтом, я долго раздумывал, анализировал ситуацию.
Позже слова поддержки мне высказали многие люди, которых я уважаю в футболе. Журнал «Newsweek», кстати, именно после моего выступления обратился к этой теме, и нашел массу интересных историй из прошлого – давнего и не очень. Опять-таки, никто не стремится их подтверждать или что-то доказывать. Но согласитесь, репутация в нашей жизни имеет огромное значение. А что её создаёт, как не информационное поле вокруг тебя? Конечно, были и негативные отклики, направленные в мой адрес, но на них я смотрю снисходительно. Хотя бы потому, что для меня нет вопроса: правильно я поступил или нет? Тем более что всё это было произнесено в корректной форме и с заранее принесёнными извинениями. Я никого не оболгал и не опорочил, я, видимо, - как это становится понятно сегодня, - просто открыл «секрет Полишинеля». Кто-то должен был это сделать. И, разумеется, услышать о себе потом массу негатива. Хотя, должен заметить, и с многими игроками «Локомотива» и с работниками клуба – у меня прекрасные отношения. Я никому не желаю зла, наоборот.
Не думаю, что некоторые слова, сказанные по ходу этой истории на уровне эмоций, способны в дальнейшем омрачить мои отношения с кем бы то ни было, включая Ловчева. Хотя, на мой взгляд, Евгений Серафимович в данном случае занялся оценкой того, от чего он сам очень далёк.
 
Новости ТВ

Главное меню
Главная страница
Новости ТВ
Переход на цифровое ТВ
Контент
Технические вопросы
Ча.Во. (FAQ)
Компании и телеканалы
Исследования аудитории
HD и Ultra HD ТВ
Смарт ТВ


Опросы
В вашем городе уже есть эфирное цифровое телевидение?

Счётчик


 
© "Цифровое телевидение в России", 2008. Почта: info@telerus.ru